Лыжероллеры

  • 10 Января 2022 года
Спортивный снаряд для летних тренировок по асфальтовому покрытию, имитирующий лыжную технику.
Лыжероллеры, «летние лыжи», «роликовые лыжи», «лыжи на роликах», «лыжи с колесиками», также известные за бугром как skiroll, являются специфичным для лыжных гонок тренировочным снарядом.

Не так давно, в 2008 году прошел первый чемпионат России по скоростным лыжероллерам, и в данный момент скоростные лыжероллеры- самостоятельный вид спорта. Сами же лыжероллеры представляют из себя в общем виде платформу с двумя колесами- катками, на которую крепятся лыжные крепления (рис.1).



Рис.1 счастливый обладатель. Теперь ему придется тренироваться еще и летом.

Какими бывают лыжероллеры


Их можно классифицировать по нескольким параметрам. Прежде всего, лыжероллеры бывают классическими (рис.2), коньковыми (рис.3) и комбинированными.



Рис.2


Рис.3


Классические отличаются от коньковых тем, что на заднем колесе (или колесах, скоростные классические роллеры имеют сзади два узких колеса вместо одного широкого- так быстрее!) есть стопорный механизм, предотвращающий проворачивание колеса назад, это нужно для имитации отталкивания при классическом ходе.

Известны модели с мягкой платформой и специальной тормозной «колодкой» под серединой платформы- в таком случае стопорный механизм в колесе не нужен, при задавливании платформы тормозная колодка прижимается к асфальту и обеспечивает возможность отталкивания вперед, этот механизм сцепления имитирует лыжный.

Коньковые и классические модели отличаются помимо наличия стопорного механизма еще и шириной колес (не всегда верно для скоростных). Коньковые имеют более узкие колеса. Для уверенного одноопорного скольжения в классике необходима хотя бы минимальная устойчивость при прокате, это достигается широкими катками.

Комбинированные "лыжи с колесиками"- это компромисс, фактически они как коньковые только со стопорами в задних колесах. Это не есть хорошо, так как колеса сильно стираются (особенно задние - внутренняя часть, но это только при использовании конькового хода), становясь со временем не симметричными, из- за чего их «ведет», и можно часто наблюдать что кто- то из спортсменов стукает лыжероллером об асфальт в надежде что его перестанет «вести» вбок. Иногда это помогает :).

Лыжероллеры для конькового хода


Делятся на скоростные и тренировочные. Деление в некоторых случаях бывает условным. Для проведения соревнований разработали стандарт- 530- миллиметровая платформа и узкие , 30 х 100 миллиметровые колеса из полиуретана. На эти платформы можно поставить колеса более медленные, и даже меньшего диаметра и — лыжероллеры превращаются в тренировочные.

Про колеса следует рассказать поподробнее, это самая важная их часть. Сейчас наиболее распространены колеса 2 стандартов- 30х100, 30х78 или 30х80. Чем больше диаметр- тем ниже сопротивление и выше скорость на тренировках.

Колеса также отличаются материалом. Для колес используется разный материал. Черные колеса - «резиновые» (я не уверен что это действительно так!) и полиуретановые, цветные.

Самые быстрые колеса- 100мм диаметром и из полиуретана- для скоростных роллеров.

Колеса диаметром 78 или 80 и с катками из полиуретана катят примерно так же как 100х30 но с катками из «резины». Эти роллеры несколько быстрее лыж.

Есть также медленные лыжероллеры- с катками 80х30 из «резины». Они едут как плохо готовые лыжи.

Платформа может быть изготовлена как из алюминия так и из карбона. Карбоновая платформа замечательно гасит вибрации. Но может разлететься после падения. Длина платформы влияет на управление. Более длинная платформа имитирует поведение лыжи, более короткая позволяет делать больший «завал вбок». Дело в том, что длина платформы влияет на то, насколько лыжероллер изменит свою траекторию при наклоне вбок. Короткая платформа- больший подворот вбок.

Я бы не стал однозначно утверждать что нужно стремиться купить лыжероллеры с длинной платформой, короткая платформа позволяет взглянуть на лыжную технику с необычной стороны.

Следует сказать, что колеса стачиваются достаточно быстро, при накате по 50- 100 км в неделю вам придется менять колеса каждый год. Также нужно следить за текущим износом: катки сильно стачиваются с внутренней стороны (задние) и с какой- то одной стороны (правой или левой) передние. Имеет смысл менять роллеры местами на длительных тренировках.

Классические лыжероллеры


Также бывают скоростными и тренировочными. Скоростные имеют сзади по два колеса. Стандарт колес такой же как для коньковых- 30х100 мм. Длина платформы отличается незначительно и как правило всегда длиннее чем для коньковых.

Ширина катков тренировочных моделей может отличаться. Чем шире тем выше сопротивление и ниже скорость на тренировках. Катки стачиваются о-очень медленно и более менее равномерно, особенно если не тормозить плугом. Заднее колесо стачивается быстрее переднего. В общем и целом, скорость похожа на скорость зимой на лыжах.

Лыжероллеры для бездорожья


Как правило имеют длинную платформу и надувные 150- миллиметровые катки. Несмотря на название, способны ехать по достаточно ровной местности- плохому асфальту с неровностями и трещинами не более 0.5 см в длину/глубину/ширину. Имеется в виду асфальт без больших ям, просто неровный. Там где вас «растрясет» на обычных роллерах, внедорожные «лыжи с колесиками» проедут на ура, но не более того.

Как вариант, этот тип «летних лыж» можно использовать на местности значительно хуже, передвигаясь даблполлингом. Палки намного приятнее цепляются за грунт. Нет такой высокой вероятности срыва наконечника как на асфальте.

Плюс еще одна проблема- чтобы избежать «змеиных укусов» (это проколы от продавливания камеры об колесо при наезде на препятствие, велосипедистам это знакомо!) приходится довольно туго набивать, из- за чего они становятся слишком быстрыми.

Стоит ли покупать лыжероллеры


Если вы хотите добиться серьезного результата зимой, быстрее освоить лыжную технику, и притом имеете рядом с домом достаточно протяженный безлюдный участок дороги с хорошим асфальтом- то определенно да.


Рис.4 вот по такому "бездорожью" внедорожные роллеры проедут,


Рис.5 А вот по такому- нет!


Внедорожники отлично подойдут для ровных гравийных дорог (рис.4) БЕЗ больших ям или луж или для не совсем хорошего, волнистого старого асфальта (но без ям по несколько сантиметров глубиной!). Они также могут без потери качения переехать ветку диаметром с мизинец.

Если вы хотите потренироваться передвигаясь даблполлингом, то ареал значительно расширяется.

Из минусов использования лыжероллеров могу назвать травмы от падений и необходимость часто менять колеса вследствие износа. Ну и еще, при наличии достаточного количества денег необязательно мучить летом лыжные ботинки, можно купить легкие летние для лыжероллеров.